×

СПб, Офис
+7 (812) 748‑26-26

СПб, пр. Просвещения
+7 (921) 182-79-42

СПб, Удельная
+7 (931) 252-37-33

СПб, Звездная
+7 (931) 252-28-06

Москва
+7 (495) 120-44-92

Бесплатно регионам
8 (800) 333‑21-68

Интернет-магазин крепежа и сопутствующих товаров
Автомобильные хомуты в системе охлаждения

Автомобильные хомуты в системе охлаждения

Рейтинг:

3 вида хомутов для патрубка
3 вида хомутов для патрубка

Моторный отсек автомобиля включает в себя множество шлангов, которые позволяют транспортировать различные среды, такие как охлаждающая жидкость, масло, топливо, вода, воздух, выхлопные газы. Хомут для шланга – это зажим, который используется для фиксации шлангового соединения.

В ходе эксплуатации автомобиля шланги подвергаются вибрации, повышенным температурам и давлениям, в результате чего быстро изнашиваются. Чтобы избежать их выхода из строя, необходимо часто осматривать и при необходимости менять автомобильные шланги и патрубки. В зависимости от степени износа, это делается каждые 5-10 лет. Сильно изношенный рукав может треснуть и стать причиной различных утечек. Не менее тщательного контроля требуют и хомуты, которые крепят эти жизненно важные магистрали к компонентам автомобиля.

Существует множество различных типов хомутов, включая ушковые, проволочные, пружинные, червячные, болтовые, которые используются в современных автомобилях. Но все они имеют одну цель: закрепить шланг или патрубок на фитинге и ПРЕДОТВРАТИТЬ УТЕЧКИ. Они бывают разных размеров, типов, материалов и форм, и для каждого шланга и патрубка найдется свой зажим.

Какой хомут лучше для патрубков системы охлаждения?

Существует несколько видов хомутов, которые можно использовать для патрубков радиатора и шлангов системы охлаждения ДВС. Некоторые из них являются регулируемыми, что означает, что их можно затягивать или ослаблять в зависимости от размера шланга. Другие – нерегулируемые и должны подбираться точно под диаметр шланга.

Пружинные хомуты – зажимы с постоянным натяжением

Оцинкованный пружинный хомут для патрубков
Оцинкованный пружинный хомут

На большинстве автомобилей, которые поставляются с завода, шланги в системе охлаждения герметично закреплены пружинными хомутами, также называемыми самозажимными или самозатягивающимися. Они представляют собой широкий бандаж из цельного куска пружинной стали, согнутого до определенного диаметра, который обеспечивает постоянное давление на сжимаемые компоненты. Несмотря на перепады температур, пружинящие свойства хомутов позволяют им поддерживать постоянное равномерное усилие обжатия резинового шланга.

Самозажимные пружинные хомуты рассчитаны на использование только с высококачественными резиновыми шлангами и патрубками, только в этом случае можно гарантировать отсутствие утечек в течение всего срока службы агрегата.

Пружинные хомуты для патрубков ОЖ автомобиля изготавливают различные компании, такие как NORMA, Mikalor, VAG (Volkswagen), GM (GENERAL MOTORS), Hyundai, MGF, HCL Fasteners, KRAFT, MUBEA, ЦКИ (Россия) и многие другие.

Почему большинство ведущих производителей автомобилей используют именно самозажимные хомуты в системе охлаждения? – Практика доказывает, что не может быть более дешевого или более эффективного способа придать нужное радиальное давление, чтобы предотвратить утечку охлаждающей жидкости, независимо от состояния шланга. Это важно, потому что по мере старения патрубки могут затвердевать, размягчаться, набухать или терять структурную жесткость, а пружинные хомуты не требуют повторной затяжки и будут продолжать оказывать зажимное усилие на шланг, независимо от его состояния.

Принцип работы пружинного хомута при различных температурах
Работа пружинного хомута при низких и высоких температурах

Плюсы:

  • Цельнометаллическая конструкция без болтов (простота установки).
  • Равномерное распределение зажимного усилия на 360º.
  • Термостойкость от -40 до +200°C.
  • Поддержка постоянной силы зажима при тепловом расширении или усадке патрубка.
  • Толстая сталь и закругленные края предотвращают перерезание шланга.
  • Остаются в рабочем состоянии в течение длительного периода.
  • Выдерживают многократные циклы сжатия-разжатия.
  • Достаточно широкий размерный ряд.

Минусы:

  • Нельзя использовать в системах высокого давления.
  • Для установки и снятия необходимо отсоединить патрубок, а значить и слить охлаждающую жидкость.
  • Для установки и снятия требуется приложить большое усилие и специальный инструмент.
  • Должен точно соответствовать размеру шланга.

Резюме:

Благодаря своим пружинным свойствам самозажимные хомуты являются идеальным выбором для систем охлаждения, которые подвергаются значительным вибрационным нагрузкам, колебаниям температуры и давления. После установки они обеспечивают эффект автоматического повторного натяжения в течение длительного периода времени. Даже при низких температурах этот механизм позволяет достичь достаточно высокого уровня радиального зажимного усилия, что, в свою очередь, обеспечивает превосходную надежность уплотнения.

Червячные хомуты: худшая альтернатива для системы охлаждения двигателя

Червячный хомут - фото
Хомут червячный

Винтовые червячные хомуты для шлангов выполнены в форме плоского кольца из длинной стальной ленты и червячного механизма с винтом для затягивания ленты. Когда установщик вращает винт, он тянет два конца ленты в разных направлениях, меняя диаметр кольца. Их конструкция обеспечивает большой диапазон зажима и позволяет регулировать величину обжимного усилия.

Плюсы:

  • Простая установка с помощью плоской отвертки или торцевой головки 7-8 мм.
  • Для установки и снятия не нужно снимать патрубок и сливать охлаждающую жидкость.
  • Возможность подтягивания и ослабления для повышения герметичности соединения в условиях температурных перепадов.
  • Хомуты с формованной накаткой и скругленными краями снижают вероятность повреждения шланга.
  • Широкий диапазон диаметров зажима.
  • Доступность и низкая цена.
  • Есть хомуты из нержавеющей стали (лента, винт и корпус) для долгого срока службы.

Минусы:

  • Рассчитаны на определенный момент затяжки и определенное рабочее давление в системе.
  • Чрезмерная затяжка может привести к передавливанию резиновых шлангов.
  • Иногда требуется повторное подтягивание для соединения без утечек.
  • Винт может «отвернуться» или немного ослабнуть со временем или из-за вибрации.
  • Низкокачественные хомуты быстро разрушаются или сразу разрываются.

Резюме:

Главным преимуществом червячного хомута является удобство установки и обслуживания. Его легко заменить в полевых условиях с помощью отвертки или ключа. А благодаря широкому диапазону диаметров один и тот же хомут можно использовать со шлангами разных размеров.

Червячные хомуты обеспечивают превосходную герметизацию, когда резиновый патрубок новый, упругий и эластичный. Однако они не компенсируют разницу теплового расширения патрубка. Уже через несколько циклов нагревания/охлаждения, зажимная сила меняется. Их работоспособность снижается, когда в месте сжатия резина уплотняется, дубеет, теряет упругость, что становится причиной протечки. Для ее устранения хомут требует подтягивания с рекомендуемым моментом и с обязательным контролем состояния шланга и фитинга в месте зажима.

Некоторые конструкции червячных моделей имеют плоский участок под винтовым механизмом (замком), что на маленьких диаметрах может привести к неравномерному обжиму фитинга. Однако многие производители предлагают новые конструкции, в которых устранен этот дефект. Ленты с просечными прорезями могут врезаться в шланг и стать потенциальным источником утечки. Опять же, новые конструкции с накатанными выступами имеют гладкую внутреннюю поверхность.

Когда можно заменить пружинный хомут патрубка на червячный?

Механики, работающие над протекающей системой охлаждения, часто меняют оригинальный заводской пружинный хомут (скажем, верхний или нижний хомут шланга радиатора) на червячный хомут. Почему они это делают? – Возможно, у механика не было нужного съемного инструмента, и он не хотел возиться с повторной установкой оригинального хомута. В этом случае механик выбрал червячный зажим как быструю и простую альтернативу.

Червячные хомуты следует использовать в системе охлаждения двигателя только в крайнем случае, пока не будет найден хомут самозатягивающийся правильного размера. Винтовые конструкции не поддерживают постоянное обжимное усилие, так как при перепадах температуры они не могут расширяться и сжиматься вместе со шлангом или трубкой, из-за чего уплотнение либо ослабляется, что требует дальнейшего затягивания хомута, либо лента сильно врезается в шланг, что требует замены хомута и патрубка. Так что червячные хомуты, скорее всего, приведут к утечкам в будущем.

Определение диаметра пружинного хомута

Определение диаметра пружинного хомута

Размер имеет значение! Использование пружинного хомута неправильного размера может привести к некачественной фиксации, утечкам охлаждающей жидкости и повреждению шланга. Для обеспечения надежного и долговечного уплотнения соединения шланг - штуцер с помощью пружинного хомута важно определить правильный диаметр.

Выполните 4 шага:

  1. Установите патрубок на штуцер оборудования.
  2. Измерьте диаметр в месте, где планируете обжать патрубок и получите номинальный диаметр (Dном.) хомута (Dном. ~ Dмин).
  3. Затем измерьте диаметр в самом широком месте (на выпуклости штуцера) и получите размер, который необходимо перешагнуть в процессе монтажа (Dмакс).
  4. Проконтролируйте, что у выбранного зажима Dоткрыт. min > Dмакс.

Если вы еще в процессе проектирования соединения, то теоретически определить номинальный диаметр хомута можно так: Dном. = D штуцера + 2*P, где P – толщина стенки шланга (патрубка).

Как снять и установить пружинный хомут на патрубок?

С помощью пассатижей. Пружинные хомуты для патрубков небольших диаметров можно монтировать и демонтировать с помощью плоскогубцев. Сначала сожмите «уши» зажима по направлению друг к другу, чтобы увеличить его диаметр, затем наденьте его на патрубок и освободите «уши». Кольцо восстанавливает первоначальный диаметр благодаря пружинящим свойствам и создаст необходимое поверхностное давление по окружности. Однако следует отметить, что при использовании плоскогубцев, есть риск соскакивания инструмента, поэтому, чтобы не травмироваться, надо действовать осторожно.

С помощью установочных клещей для хомутов. Самозажимные пружинные хомуты большого диаметра устанавливают и снимают при помощи специальных клещей, так называемых съемников самозажимных хомутом. Они обеспечивают безопасный захват и фиксируют кольцо в разжатом положении. Это позволяет без усилий снять его с патрубка и также просто установить на место, отпустив фиксатор.

Снятие пружинного хомута специальными клещами
Снятие пружинного хомута специальными клещами

Пружинными хомутами можно обжимать только новые патрубки. Замена червячного хомута на пружинный не даст должного эффекта, так как деформированный патрубок невозможно надежно обжать.

Хомут ушковый Oetiker: компромисс

Хомут для патрубков Oetiker
Хомут ушковый бесступенчатый Oetiker, серия 167

Хорошим компромиссом между пружинными и червячными хомутами являются ушные хомуты типа Oetiker, которые состоят из ленты с одним или несколькими интегрированными П-образными ушками. При установке эти ушки обжимаются с помощью клещей. Ушковые хомуты обеспечивают равномерное сжатие по всей окружности и превосходную герметичность. После затяжки они сохраняют круглую геометрию, что обеспечивает большую надежность.

Установка хомута Oetiker
Установка ушного хомута Oetiker

Oetiker подходят для зажима резиновых патрубков систем охлаждения и резиновых масляных шлангов, потому что они сохраняют усилие зажима во время тепловых циклов лучше, чем хомуты с червячным приводом. Зажимы Oetiker могут расширяться при нагреве и сжиматься при остывании. Их не нужно проверять или подтягивать, поэтому соединение не требует технического обслуживания.

Установка проста: ушной хомут надевается на штуцер шланга, его ухо обжимается пневматическим или ручным инструментом - клещами. Зажим можно считать правильно зажатым только в том случае, если ширина ушка уменьшена по крайней мере на 40-50%.

Недостатком ушного зажима является то, что его можно использовать только один раз, и для его замены в полевых условиях требуется обжимной инструмент, который может быть громоздким и сложным для использования в узких местах. Эти недостатки ограничивают возможности обслуживания ушного зажима.

Сравнение характеристик шланговых хомутов

Ушковый хомут Червячный хомут
Высокое усилие обжатия Стандартное усилие обжатия
Круговое, равномерное зажимное давление Некоторые имеют плоский участок под механизмом затяжки
Пружинный эффект позволяет компенсировать температурные расширения шлангов и патрубков Не компенсирует тепловое расширение шлангов и патрубков
Одноразовый Многоразовый
Для установки требуется специальный инструмент: ручной или пневматический (рекомендуется) Для установки требуется стандартная отвертка
Сложно установить (обжать) в труднодоступных местах Возможна установка в труднодоступных местах

Резюме:

Если предотвращение утечки имеет первостепенное значение и речь идет о высоком давлении охлаждающей жидкости, то выбирайте ушной хомут. Когда простота технического обслуживания в полевых условиях является ключевым фактором, а давление охлаждающей жидкости от низкого до среднего, то червячный хомут подойдет лучше всего.

Как снять ушковый хомут?

С помощью бокорезов. Раскройте лезвия бокорезов и поместите их на ушко зажима, выступающее из кольца. Плотно сожмите лезвия вместе, чтобы отрезать ухо, затем снимите кольцо со шланга.

Снятие ушкового хомута Oetiker

С помощью реноватора. В качестве альтернативы разрежьте ушковый хомут шланга с помощью мультиинструмента с вращающимся режущим лезвием (резаком).

С помощью специнструмента, как показано на видео:


Вывод:

Как показывает практика, пружинные самозажимные хомуты являются наиболее правильным, надежным и долговечным способом крепления автомобильных шлангов и патрубков системы охлаждения. Они имеют весомое преимущество перед винтовыми, проволочными и многими другими видами хомутов, поскольку обеспечивают оптимальное радиальное зажимное усилие в течение всего срока службы, независимо от изменений температуры и давления в системе, усадки и набухания резины с течением времени.

Рекомендуем: Оригинальные автомобильные хомуты VAG Togo, изготовленные по стандарту DIN 50021, тип G, с покрытием Delta-Protekt. Более подробная информация о товаре здесь.

Читайте также:

Все о крепеже
Максим
Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
"Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи"
Автор статьи
Максим
Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
"Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи"
Автор статьи
Поставить оценку
Нажмите, чтобы поставить
оценку