Перед повторным использованием болтов всегда следует учитывать уровень безопасности сборки и экономические факторы. Механикам часто не хватает ключевой информации - например, о том, была ли превышена рабочая нагрузка на узел или подвергался ли он слишком сильному нагреву. Поскольку усталостные трещины трудно обнаружить, использование нового болта (винта, гайки или шайбы) часто рекомендуется по соображениям безопасности, а также для того, чтобы избежать юридических последствий.
Вы можете повторно использовать болты:
- если такая возможность была указана разработчиком узла;
- если выход из строя данного болта не ставит под угрозу окружающую среду - например, конструкцию в целом, безопасность рабочих или других лиц;
- если данный узел не является критически значимым;
- для временного / экстренного использования. В этом случае узел рекомендуется периодически проверять.
Диаграммы показывают взаимосвязь между нагрузкой крутящего момента и усилием затяжки на примере болта M8х1,75, класс свойств 8,8, и гайкой 8 класса, затянутыми до 58 Нм 10 раз. Справа – при сборке смазка наносилась только единожды, перед первым испытанием. Среднее усилие затяжки для несмазанного узла составила 18,2 кН с отклонением +/- 40,3%. Результат для узла, на который была нанесена смазка, имеет среднее усилие затяжки 44,9 кН с отклонением +/- 2,5 %.
Перед повторным использованием резьбовых креплений всегда проводите визуальный осмотр головки и/или гайки на наличие признаков повреждения или коррозии. Убедитесь, что покрытие на крепежных элементах, если оно есть, не повреждено и не изношено. Убедитесь в отсутствии постоянной деформации резьбы, пропустив новую гайку по длине зацепления резьбы винта. Осмотрите хвостовик крепежа на наличие признаков уменьшения диаметра «трения» - это указывает на то, что предел текучести крепежа был превышен.
Очистите внутреннюю и внешнюю резьбу и все зоны контакта. Постарайтесь обеспечить такие же или аналогичные условия затяжки, как и при первоначальной сборке: уровень крутящего момента, класс инструмента или тип смазки. Таким образом вы достигаете такого же усилия затяжки.
Если узел был изначально собран без смазки, под давлением поверхности соприкосновения резьбы будут истираться при растяжении, увеличивая коэффициент трения между этими поверхностями. Сжатие при повторном использовании до начального значения крутящего момента приведет к снижению нагрузки на зажим из-за более высокого коэффициента трения этих поверхностей. Последующее повторное использование будет постепенно уменьшать нагрузку на зажим и затем станет постоянным при низкой предварительной нагрузке. Результатом могут стать многочисленные проблемы: усталостная деформация, вибрация или самораскручивание узла.