
Такелажный блок – это простейший грузоподъемный механизм типа воротка, состоящий из вращающегося ролика (шкива) в прочной обойме.
Через желоб ролика проходит трос или канат, один конец которого держит груз, а к другому прикладывается усилие. Применение блока позволяет изменять направление тяги и уменьшать требуемое усилие для подъема за счёт выигрыша в силе (механического преимущества). Блоки используются как самостоятельно, так и парой или группой – образуя полиспаст (блоковую систему) для многократного увеличения грузоподъёмности механизмов лебёдок или кранов. Данные устройства широко применяются при такелажных, монтажных, строительных, спасательных, погрузочных и высотных работах.
Однороликовые и многороликовые блоки
Однороликовый блок содержит один шкив (ролик) в корпусе. Это самый простой вариант, служащий обычно для изменения направления тяги или небольшой экономии усилия.
Многороликовые блоки имеют два и более шкива в одном корпусе, что позволяет получить большее механическое преимущество – каждый дополнительный ролик уменьшает требуемое тяговое усилие. На практике чаще используются двухшкивные и трехшкивные блоки, но встречаются и системы с 4–5 роликами для особых случаев.
Таблица – Сравнительная таблица одно- и многороликовых блоков
Тип блока | Количество шкивов | Особенности конструкции | Механическое преимущество | Сфера применения | Преимущества | Недостатки |
Одношкивный | 1 ролик (шкив) |
-Один ролик на оси между двумя боковинами корпуса -Может быть стационарным (не даёт выигрыша в силе, только меняет направление усилия) -Может использоваться как подвижный (крепится к грузу) |
- При стационарном закреплении: выгода в силе ~1× (только меняется направление троса) - При подвижном креплении: выигрыш ~2× |
- Изменение направления тяги - Простые подъёмы сравнительно малого веса - Часто применяется как отводной (направляющий) блок - Используется в паре с подвижным блоком в полиспастных системах |
+ Простой, лёгкий, компактный + Минимум точек трения, высокая эффективность + Быстрая установка |
− Практически не снижает усилие без полиспаста − Нет значительного выигрыша в силе при одном блоке |
Двухшкивный | 2 ролика на одной или двух осях в общем корпусе |
- Ролики разделены перегородкой, вращаются независимо - Часто предусмотрена откидная щека для упрощённой заправки каната - Крупнее и тяжелее одношкивных |
- При совместном использовании с одношкивным блоком даёт выигрыш до 3–4× (в полиспастной системе с одним подвижным и одним неподвижным блоком до 4 ветвей каната) |
- Активно используется в монтажных работах для подъёма тяжёлых грузов - В полиспастах, когда нужна большая сила при всё ещё приемлемом размере - Удобен, если требуется быстро завести канат (благодаря откидной боковине) |
+ Существенное снижение усилия при подъёме тяжёлых грузов + Распределение нагрузки на две ветви каната уменьшает износ троса |
− Увеличенные габариты и вес по сравнению с одношкивным − Дополнительный ролик даёт повышенное трение (хотя общая эффективность при подшипниках остаётся довольно высокой) |
Трёхшкивный | 3 ролика (на одной оси с перегородками или на нескольких уровнях) |
- Самый громоздкий из трёх вариантов - Дополнительный ролик/ярус увеличивает массу и размеры - Требует более длинного каната для образования нужного количества ветвей |
- В паре с соответствующим верхним блоком даёт выигрыш до 5–6× (шесть ветвей каната несут груз) - Каждая дополнительная пара роликов увеличивает кратность механического преимущества |
- Применяется, когда нужно поднимать максимально тяжёлые грузы в ограниченном пространстве - Талевые системы кранов, лебёдок - Массово используется на крупных стройплощадках, судостроении и т.д. |
+ Дает максимум в силе при том же приложенном усилии + Позволяет поднимать особо тяжёлые объекты + При больших массах выгода перевешивает усложнение системы |
− Громоздкий и тяжёлый − Высокие потери на трение (каждый ролик добавляет 2–5% при подшипниках) − Нужен длинный канат, сложнее монтаж и хранение |
Число роликов напрямую влияет на выигрыш в силе, но многороликовые конструкции сложнее и массивнее. Однороликовые блоки подходят для небольших нагрузок и там, где важны простота и мобильность (например, ручные такелажные работы, альпинизм). Двух- и трехроликовые используются в стационарных или полустатических схемах – например, при подъеме конструкций, в строительстве и производстве, где нужно максимально уменьшить усилие лебедки или тали.
В многороликовых блоках ролики могут быть выполнены как закрытого типа (полностью окружены щекой корпуса) или открытого типа (с вырезами, облегченная конструкция).

При выборе между одно- и многороликовым блоком учитывайте баланс между требуемым снижением усилия и сложностью. Правило практики: используйте минимально необходимое число шкивов. Лишние ролики уменьшат усилие, но увеличат массу оборудования и приведут к потерям энергии на трение. Например, чтобы удвоить тяговое усилие лебедки, достаточно одного подвижного блока; а чтобы вчетверо – потребуется пара двухшкивных блоков. Если же задача – просто отвести трос в сторону, эффективнее применить один простой блок-ролик без дополнительных ступеней.
Блоки для стальных и синтетических тросов
Такелажные блоки классифицируют по типу каната, с которым они могут работать – стальной трос (канат) либо синтетический (текстильный) канат или верёвка. Конструкция и материалы ролика должны соответствовать тросу, чтобы обеспечить надежную и безопасную работу.
Блоки для стальных тросов
Стальной канат (как гибкий стальной трос) обладает высокой прочностью, но и большой жесткостью, металлическими прядями, способными изнашивать и даже повреждать мягкие материалы. Поэтому ролики блоков под стальной трос изготавливаются из металла. Металлический шкив выдерживает точечные нагрузки от проволок троса и устойчив к истиранию их металлическими нитями. Пример – монтажный блок 1 т с маркировкой БМ-1,0 имеет стальной ролик на подшипнике и рассчитан на трос диаметром ~5 мм.

Многие блоки для стального каната оборудуются смазочными отверстиями или подшипниками закрытого типа – это важно, так как стальной трос может приносить на ролик грязь или воду, требующие обслуживания механизма.
Блоки для синтетических канатов
Гибкие канаты из синтетических материалов (полипропилен, нейлон/капрон, полиэстер и др.) и верёвки требуют иных свойств от блока. Такие канаты менее прочны на разрыв при том же диаметре, но гораздо мягче, эластичнее, их поверхность может повреждаться от острых кромок или сильного трения. Для работы с ними часто используются шкивы из прочных пластиков (полиамид, нейлон) или мягких металлов (например, алюминиевых сплавов).
Для повышения надежности некоторые блоки универсального применения делают со стальными шкивами, но используют их и с синтетическими канатами. При этом форма желоба шкива полируется и оптимизируется под мягкий канат, а для снижения трения добавляют качественные подшипники. Однако металлический ролик тяжелее – в переносных системах (промальп, спелео) чаще предпочитают легкосплавные алюминиевые шкивы.
Выбирая блок под тип троса, следует руководствоваться правилом:
Стальной трос – только металлический (стальной, бронзовый) шкив; текстильный канат – допускается пластиковый или алюминиевый шкив.
На практике многие универсальные блоки сейчас проектируются так, чтобы при необходимости выдерживать и синтетический, и стальной трос – за счёт запаса прочности и применения подшипников.

Помимо материала шкива, отличается и конструкция канавки (желоба). Для стального троса желоб обычно U-образный, глубокий, почти по диаметру троса – это улучшает охват проволоками и снижает контактные напряжения. Для мягкой верёвки желоб может быть более округлым и шире диаметра, чтобы не сжимать канат сильно и позволять ему немного сплющиваться под нагрузкой (увеличивая площадь контакта).
Ниже сводная таблица по материалам блоков и их применимости к разным тросам.
Материалы блока | Типы тросов | Преимущества | Недостатки |
Стальной корпус, стальной шкив (углеродистая или нерж. сталь) | Стальной канат, синтетический канат |
+ Высокая прочность и ресурс + Универсальность применения + Стальные шкивы выдерживают острый проволочный трос |
− Тяжелее остальных − Возможно ржавление (если не нержавеющий) − М.б. избыточен для легких верёвок (жёсткий) |
Стальной корпус, пластиковый шкив (полиамид, др. полимер) | Только синтетический канат/верёвка |
+ Облегчённый ролик снижает вес + Бережное отношение к мягкому канату (гладкий нейлон) + Не корродирует, не искрит |
− Непригоден для стального троса − Ограниченная грузоподъёмность (пластик хрупче) − Может деформироваться при больших нагрузках/температурах |
Алюминиевый корпус, алюм. шкив (легкосплавный блок-ролик) | Синтетический канат/верёвка (редко – тонкий стальной трос при усил. вставках) |
+ Очень лёгкий, переносной + Не подвержен ржавчине + Высокое КПД при наличии подшипника |
− Не рассчитан на острый проволочный трос − Меньший запас прочности по износу − Дороже стали |
Комбинированные (напр. стальной корпус, бронзовый шкив) | Стальной канат, синтетический канат |
+ Бронза устойчива к коррозии + Не повреждает канат (мягче стали) + Применим во влажных и взрывоопасных средах |
− Бронза тяжёлая и дорогая − Ограниченная распространённость − Требует смазки (при трении бронзы о сталь) |
Подвижные и неподвижные блоки
В такелажных системах блок может устанавливаться неподвижно (стационарно) или подвижно (на грузе). От этого зависит роль блока в механизме. Различают:
- Неподвижный блок – прикреплен к неподвижной опоре (балке, крюку крана, ферме) и не перемещается при работе.
- Подвижный блок – соединен с перемещаемым грузом и вместе с ним перемещается вверх/вниз.
Неподвижные (подвесные) блоки. Выполняют функцию отводных – они меняют направление движения троса, но не дают выигрыша в силе (коэффициент 1:1, за вычетом трения). Классический пример – верхний блок на стреле крана или на потолочной балке: трос от лебедки перекинут через него, чтобы изменить направление тяги на вертикальное. Неподвижный блок воспринимает полную нагрузку от груза и передает ее на опору. Конструктивно он обычно имеет ушко, скобу или крепежную площадку для надежного стационарного крепления. Например, монтажный блок с проушиной HQLK рассчитан на фиксированный монтаж на анкере или талевом крюке.
.jpg)
Другой вариант – блок с площадкой крепления, который болтами закрепляется на раме или стене: плоское основание блока имеет 4 отверстия под крепеж, позволяя стационарно монтировать его на любой поверхности.

Такой блок превращается в стационарный направляющий ролик для каната, меняя направление тяги (например, на 90°). Неподвижные блоки применяются как направляющие при подъеме грузов – на кранах, лебедках, грузовых подъёмниках, а также в инженерных системах (тросовые приводы, лифты, театральные софиты и пр.). Их преимущество – простота: фактически, любой блок может служить неподвижным при соответствующем креплении. Недостаток – отсутствие уменьшения силы: тянуть придется полный вес груза (поэтому неподвижный блок часто сочетают с подвижным для выигрыша).
Подвижный блок прикреплен к самому грузу (или грузовой подвеске) и поднимается вместе с ним. Свободный конец троса при этом закреплен на верхней опоре. Подвижный блок даёт двукратный выигрыш в силе: груз удерживается двумя ветвями троса, каждая несет половину веса, поэтому тяговое усилие требуется примерно вдвое меньше (без учета трения). Конструктивно подвижный блок чаще всего оснащается крюком для зацепления за груз (такой блок висит на крюке, прикрепленном к грузу или грузовой раме). Например, блок монтажный с поворотным крюком СВПК БМ-1,0Ш-01 рассчитан на закрепление за грузоподъёмную точку и широко применяется в строительстве для уменьшения тягового усилия при подъеме конструкций.

В подвижных блоках обычно ставят вертлюжный крюк (с вертлюгом) – он свободно вращается на 360°, чтобы груз при подъеме не перекручивал канат. Также обязательно наличие предохранительной защелки на крюке, предотвращающей выпадение стропы.
Преимущество подвижного блока – значительное снижение требуемого усилия, поэтому они незаменимы при ручном поднятии тяжестей или недостаточной мощности лебедки.
Недостатки – такой блок поднимается вместе с грузом, требуя больше пространства; кроме того, на крепление блока к грузу передается увеличенная нагрузка (сумма натяжений обеих ветвей). При выборе подвижного блока критично правильно оценить грузоподъемность – она должна существенно превышать вес груза, особенно если блок является частью сложного полиспаста (нагрузка распределяется, но на блок действует полная масса груза).
Специальный случай неподвижного блока – отводной блок служит для изменения направления движения троса (как уголковый направляющий). Конструкция отводных блоков часто имеет скрепляемые щеки (откидную крышку) для быстрой установки на натянутый канат. Пример – отводной блок с откидной щекой и крюком: он снабжен раскрывающейся боковиной, чтобы навесить его на натянутый трос, и оснащен поворотным крюком для подвешивания к анкерам.

|
Подвижный блок | Неподвижный блок |
Крепление | Соединён с грузом, двигается вместе с ним (обычно висит на грузовом крюке или скобе) | Закреплён на неподвижной опоре, не перемещается (балка, рама, потолок, стационарная точка) |
Эффект на усилие | Делит нагрузку между двумя ветвями троса – уменьшает тяговое усилие в ~2 раза (в полиспасте – ещё больше) | Не снижает силу (1:1), только перенаправляет тягу под нужным углом |
Примеры | Нижний блок талевой системы крана; монтажный блок на грузовой раме при подъёме станка; блок-ролик на страхующей системе, прикреплённый к человеку | Верхний блок на стреле крана; направляющий ролик на стене колодца; блок на станке для смены направления троса привода |
Преимущества |
+ Снижает требуемую мощность лебёдки или силу человека + Позволяет поднимать бо́льшие грузы малой лебёдкой |
+ Простая установка (вешается на крюк, болтится на конструкцию) + Можно использовать как угловой отвод + Универсален – любой блок может выступать неподвижным |
Особенности и заметки |
- Требует двойной длины каната - Нагрузка на крепление блока = вес груза (или больше в полиспасте) - Часто оснащается крюком с вертлюгом для удобного цепления |
- Нагрузка на опору = вес груза (если 1 блок) или более (в полиспасте) - Часто имеет ушко или скобу для болтового крепления - Может устанавливаться под любым углом для направки троса |
При проектировании подъемной схемы обычно задействуют оба вида блоков: неподвижный (верхний) для изменения направления тяги, и один или несколько подвижных – для увеличения силы. Отдельно применяются отводные блоки для бокового отклонения троса там, где лебедка не может стоять прямо перед грузом.
Специализированные блоки: для альпинизма, строительства, судоходства
Помимо общепромышленных монтажных блоков, существуют специальные разновидности, разработанные под конкретные области применения. Рассмотрим особенности блоков, используемых: 1) в альпинизме и спасательных работах, 2) в строительстве и промышленном монтаже, 3) в судоходстве (на суднах и в морской среде).
Блоки для альпинизма и спасательных работ
Альпинистские блоки (блок-ролики) – это облегченные мобильные блоки, предназначенные для работы с верёвками при подъеме людей и снаряжения. Их применяют в спортивном и промышленном альпинизме, в спасательных операциях, спелеологии, высотных работах. Как правило, альпинистские блоки рассчитаны только на текстильные канаты (верёвки) диаметром ~8–13 мм, так как основная область – работа с капроновыми верёвками.
Ключевые особенности таких блоков:
- Малый вес и компактность. Изготавливаются из легких сплавов (алюминий, титан) и прочных пластиков, чтобы альпинист мог переносить их на себе. Масса хорошего блок-ролика может быть 100–300 г.
- Высокий КПД и подшипники. Чтобы максимизировать выигрыш в силе, ставятся шариковые подшипники на оси шкива – это снижает трение. КПД лучших блоков достигает 92–98%. Для сравнения, простые стальные блоки с втулкой могут иметь КПД ~70–80%. В альпинизме ценен каждый процент, так как человек тянет вручную.
- Специальные разновидности. В альпинизме есть особые типы блоков:
- Блок-ролики с зажимом – имеют встроенный кулачковый зажим, который не позволяет веревке проскальзывать обратно (работают как мини-лебедка, позволяя подтягивать груз шагами). Примеры – Petzl ProTraxion, Camp Lift. Они применяются для подъема грузов одним человеком: веревка автоматически блокируется при отпускании.
- Двойные блок-ролики (тандемы). Представляют собой два параллельных шкива в одной раме, но в отличие от промышленных двухроликовых, они близко расположены и предназначены не для увеличения силы, а для движения по верёвке.
- Прусик-мини-блоки. Маленькие блоки с специальной формой, позволяющей использовать узел-прусик для фиксации.
- Транспортные ролики и каретки. Близки к блокам, но предназначены для перемещения человека/груза по натянутой горизонтальной линии (троллеи, парки приключений). Имеют колесики на подшипниках и иногда ручки – по сути специализированные тележки на тросе.

Преимущества альпинистских блоков – легкость, мобильность, адаптация к человекоориентированным задачам (быстро навесить, переставить, использовать на высоте).
Недостатки: относительно невысокая грузоподъемность (обычно WLL порядка 1–2 т, хотя разрывная может быть 4–5 т), узкая специализация (не приспособлены к толстым тросам, к постоянной работе с большими грузами).
При выборе альпинистского блок-ролика следует обращать внимание на сертификацию (EN 12278 для веревочных блоков, ANSI/NFPA – для спасательных), на предельную нагрузку (в кН) и диаметр веревки. Например, маркировка «36 kN / Rope ≤13 mm» означает разрывную нагрузку ~3600 кг и допустимую веревку до 13 мм. Также полезны характеристики КПД (%) – у хороших моделей он не ниже 90%.
Блоки для строительства и промышленного монтажа
Для строительных и монтажных работ используются классические такелажные блоки промышленного исполнения – это стальные или чугунные блоки, рассчитанные на большие нагрузки и интенсивное использование в грубых условиях. Их основные характеристики:
- Большая грузоподъемность. Строительные блоки выпускаются типоразмерным рядом от сотен килограммов до десятков тонн рабочей нагрузки. Например, типичный диапазон – от 250 кг до 10 т WLL для серийных моделей. Действует правило: если блок использовался ранее, его ресурс снижается, поэтому при повторном применении крупногрузных блоков обычно берут 20–25% запас по массе.
- Прочная стальная конструкция. Корпус – как правило, из углеродистой стали (листовой или литой), иногда из ковкого чугуна, с усиленными точками крепления. Для защиты от коррозии большинство блоков оцинковывают, красят или покрывают порошковой эмалью яркого цвета (например, желтые блоки – чтобы были заметны на стройке). Иногда применяются латунные втулки в качестве подшипника – например, модель блок такелажный одношкивный 8392 имеет латунную втулку на оси для уменьшения трения и ресурс при минимальном обслуживании. Конструкции часто модульные: существуют аналоги одного блока с разными вариантами крепления. Например, СВПК БМ-1,0 (однороликовый монтажный блок 1 т) выпускается в варианте с крюком (БМ-1,0Ш-01) и с проушиной (БМО-1,0Ш-01) – выбор зависит от способа строповки груза.
- Различные виды креплений. Для удобства подключения на стройке применяются блоки:

- С крюком – поворотным (петля-крюк на вертлюге) или стационарно закрепленным. Крюк снабжается защелкой, чтобы блок не соскочил со стропы. Крюковое крепление удобно, когда нужно быстро навесить или снять блок с точки крепления (например, зацепить за проушину балки, за петлю стропа и т.п.);
- С осью – это неподвижное кольцо или петля из стали на корпусе блока. Через него можно пропустить стальной палец, болт или соединить скобой. Подходит для постоянных монтажных позиций;
- С омегообразной скобой (скобой типа омега) – фактически, интегрированный такелажный шплинтовый шакл. Она комбинирует преимущества ушка (замкнутость) и некоторую мобильность – достаточно вынуть палец шакла и прикрепить к анкеровке, затем закрыть. Такие блоки часто применяют в грузоподъемных аппаратах;
- С площадкой или проушинами для болтов – для стационарного крепления (описано выше: 4 отверстия под болты анкеровки на плоской пластине корпуса);
- С вертлюгом – это поворотное соединение в верхней части блока, позволяющее ему вращаться и предотвращающее перекручивание троса.


- Стандартизация и безопасность. Строительно-монтажные блоки обычно изготавливаются по ГОСТ или ТУ. Например, серия монтажных блоков СВПК сделана по ТУ 3178-002-12573741-2002. Многие соответствуют требованиям ГОСТ 25573, 25574 (для талевых блоков) или ISO аналогичным. Принадлежность к определенному стандарту гарантирует минимальный запас прочности (например, 4:1 или 5:1 к разрывной), качество материалов (сталь 45 или 40Х для осей, и т.п.), и испытания. В паспорте изделия будут указаны нормативы, например: «блок предназначен для работы в режиме 1М, класс В1 по ГОСТ 25835-83; климатическое исполнение U1 по ГОСТ 15150». Это означает: блок рассчитан на относительно редкие подъемы (легкий режим), нагрузка невысокая (В1), эксплуатировать можно в умеренном климате (от -40°С до +45°С).
Область применения: строительные и монтажные блоки используются повсеместно – на стройках для подъема материалов (бетонных панелей, ферм), при установке оборудования (станков, агрегатов), в такелажных работах на заводах, в шахтовых подъемниках, при монтаже ЛЭП и мачт, в лифтовом хозяйстве, на буровых вышках и т.д. Везде, где нужно перемещать тяжести с помощью канатов и лебедок, применяются сертифицированные грузовые блоки.

Преимущества: высокая надежность, универсальность (работают с любым тросом при правильном выборе шкива), возможность перемещения очень больших грузов. Они рассчитаны на длительную службу – износостойкие материалы, простое обслуживание (смазка), возможность замены изношенных частей (осей, подшипников).
Недостатки: большой вес и размер (затрудняет транспортировку вручную – тяжелые блоки перемещают краном или тележкой), необходимость защиты от коррозии и регулярного осмотра (трещины, износ). Также такие блоки обычно требуют строгого соблюдения техники безопасности – при подъеме груза люди должны быть вне зоны возможного падения, сам блок крепится с запасом прочности и с предохранительными средствами (например, вторичная стропа на блок на случай отказа крепления).
Блоки для судоходства и морской среды
Судовые (морские) такелажные блоки эксплуатируются в условиях повышенной влажности, солёной воды и часто – в непрерывном режиме (регулировка парусов, швартовка). Сюда относятся блоки на морских судах, яхтах, катерах, портовое такелажное оборудование. Их конструкция во многом похожа на обычные, но материалы и исполнение адаптированы к морскому климату:

- Коррозионная стойкость. Морская среда агрессивна к металлам (солёная вода вызывает быструю коррозию). Поэтому материалы морских блоков – нержавеющая сталь, бронза, либо высокопрочные пластики и композиты. Распространены блоки из сталей A4 (AISI 316) – они устойчивы к солёной воде. Производители яхтенных блоков (Lewmar, Harken, Wichard и др.) часто используют комбинацию: корпус из стеклопластика или анодированного алюминия, оси и крепеж из нержавеющей стали, шкивы из ацеталя (пластик) с тефлоновым покрытием или композитов. Все детали устойчивы к ржавчине.
- Высокая динамическая нагрузка и износостойкость. В такелажных работах на судне (швартовка, буксировка) канаты испытывают рывки и динамические удары (волна, ветер). Блок должен выдерживать рывковые нагрузки. Поэтому морские буксирные блоки зачастую имеют большой запас прочности и амортизирующие вкладыши. Шкивы могут оснащаться брашпилем (специальными желобами), предотвращающими проскальзывание каната при рывках.
- Разнообразие конструкций под бегущий такелаж. В яхтинге существует много специализированных блоков:

- Шкотовые блоки – для управления парусами, рассчитанные на постоянную подвижку веревки под нагрузкой.
- Рысковые блоки – с встроенным храповым механизмом (ratchet block), которые позволяют веревке идти в одном направлении свободно, а в обратном – с сопротивлением.
- Блоки со скобой на планке – крепятся на рейках и направляют тросы под нужным углом (например, от клотика к палубе).
- Талевые блоки шлюпбалок – специальная тяжелая разновидность: стальные блоки для спуска/подъема шлюпок, выдерживают многократные спуски, снабжены стопорами.
- Швартовые блоки – крупные направляющие ролики на борту судна (кнехты с роликами) для швартовных концов. Обычно это фиксированные отводные блоки с очень большой шириной канавки, чтобы принимать толстый канат и не перегибать его.
Преимущества морских блоков: устойчивость к ржавчине, высокая надежность под динамикой, наличие множества «умных» решений (вертлюги, стопоры, сбросные механизмы) для удобства работы с канатами.
Недостатки: цена и необходимость регулярного ухода. Морские блоки нуждаются в промывке пресной водой, смазке. Бронзовые детали требуют полировки, стальные – контроля смазки и состояния. К тому же, для разных задач приходится иметь набор различных блоков, нет одной универсальной модели: на яхте может быть десятки блоков разных типов (что усложняет снабжение и ремонт).
Критерии выбора такелажного блока
При подборе блока для конкретной задачи необходимо учесть технические характеристики и особенности устройства. Основными критериями выбора являются: грузоподъемность (допустимая нагрузка), материал изготовления, размеры, включая диаметр шкива и поддерживаемый диаметр троса, а также тип крепления блока. Рассмотрим каждый критерий подробнее.
Грузоподъемность и рабочая нагрузка
Первый и главный параметр – это максимально допустимая нагрузка, на которую рассчитан блок. Обычно указывается как WLL (Working Load Limit) или просто рабочая нагрузка, т. (тонны) или в килоньютонах. Она означает вес груза, который блок может поднимать при соблюдении условий эксплуатации. Также в паспорте может быть указана разрушительная нагрузка (MBS) – обычно в 4–5 раз выше WLL для грузовых блоков (коэффициент запаса прочности).
При выборе:
- Определите максимальный вес груза и характер нагрузки (статическая, динамическая). Если возможны рывки (динамические нагрузки), введите дополнительный коэффициент безопасности (например, +50%).
- Выбирайте блок с WLL не менее, чем этот расчетный вес. А лучше – с запасом. Например, для груза 1 т разумно взять блок WLL 2 т, чтобы работал в щадящем режиме и имел запас прочности.
- Учитывайте схему применения: если блок будет подвижным (несет половину груза), все равно расчет производят на полный вес груза, т.к. на блок действует суммарное натяжение обеих ветвей. Если блок часть многократного полиспаста – особенно верхний блок может испытывать повышенное усилие. В таких случаях груз делят по ветвям и считают нагрузку на каждый блок отдельно, но для простоты можно закладывать блоки с WLL равным сумме напряжений в их ветвях (пример: полиспаст 4× – нижний блок несет груз 1x, верхний несет 2x, значит нижний по грузу, верхний – по удвоенному значению каната).
- Обратите внимание на режим работы. Паспортное значение WLL обычно рассчитано на определенный цикл работы (например, 1М по ГОСТ – редкие подъемы). Если планируется частое использование (ежедневные подъемы), лучше увеличить запас или выбрать блок более высокой группы (М2, М3). Стандарты, такие как FEM/ISO для крановых механизмов, классифицируют блоки по режимам.
- Температурные и климатические ограничения. В паспорте может быть указано: например, «t° от -20°С до +60°С». При морозе металл становится хрупче – лучше снизить нагрузку или использовать специальные блоки для холода (имеющие маркировку ХЛ по ГОСТ). В жару и солнце, наоборот, пластиковые части могут размягчаться.
- Если требуется поднимать людей (люльки, спасательные системы) – выбирайте только блоки с соответствующей сертификацией (например, ГОСТ Р 53262 или EN 12278 с пометкой для человека). Их запас прочности выше (обычно 8:1), а требования к конструкции строже (дополнительные предохранители).

В маркировке блоков часто присутствуют цифры, отражающие грузоподъемность. Например, Блок монтажный БМ-5,0 обычно означает 5 тонн рабочей нагрузки.
Материал блока
Основные элементы – корпус (щеки) и ролик (шкив). При выборе материала учитывают среду эксплуатации, требуемый ресурс и вес блока:
Материал | Краткое описание и преимущества | Недостатки и ограничения |
Углеродистая сталь (с краской/цинком) |
- Классический вариант для большинства промышленных блоков - Высокая прочность, износостойкость - Недорогая, подходит для стационарных, строительных задач |
- Подвержена коррозии (требуется покрытие, смазка) - Вес больше алюминия; не самый лёгкий вариант |
Нержавеющая сталь (AISI 304, 316 и др.) |
- Не ржавеет, устойчива в морской/агрессивной среде - Долго служит на улице, в контакте с водой |
- Выше цена, чем у углеродистой - Обычно немного менее прочна при той же массе (из-за химсостава) |
Высокопрочные сплавы (легированные стали 40Х и т.п.) |
- Позволяют уменьшить габариты блока при той же нагрузке - Используются для специальных (авиа, оборон) или высоконагруженных задач |
- Реже встречаются в обычной продаже - Дороже массовых сталей |
Алюминиевый сплав |
- Лёгкий, удобен для переносных/альпинистских блоков - Не ржавеет на открытом воздухе |
- Меньше запас прочности при интенсивном износе - Не годится для стального троса, если шкив чисто алюминиев |
Пластик (полиамид, ацеталь и др.) |
- Снижает общий вес, не ржавеет - Гладкая поверхность бережна к синтетическим верёвкам |
- Ограниченная грузоподъёмность (хрупкость) - Непригоден для стальных тросов |
Бронза, латунь |
- Небольшое искрообразование (важно в шахтах, нефтетанках) - Устойчива к коррозии - Морские приложения, «исторический» стиль судовых блоков |
- Тяжёлые и дорогие - Не всегда доступны серийно |
Комбинированные / композиты |
- Возможны различные сочетания (стальной корпус + пластиковый шкив и др.) - Современные варианты (кевлар, углеволокно) дают высокую прочность при малом весе |
- Цена выше - Не всегда выпускаются массово (часто специфика: спорт, морские гонки, узкоспециализированные) |
При выборе материала задайте вопросы: Будет ли блок под дождем или в воде? Как критичен его вес? С каким тросом будет работать? Например:
- Для небольшой лебедки в цеху – отлично подойдет обычный стальной блок (дешево и надежно).
- Для регулярного использования на улице – лучше оцинкованный или нержавеющий.
- Для моря – только нержавеющий/бронзовый, иначе быстро заржавеет (особенно если нет возможности промывать).
- Для альпинизма – алюминиевый (стальной слишком тяжел).
- Если ограничен бюджет, а работать предстоит от случая к случаю в сухом помещении – можно взять и чугунно-стальной бюджетный блок (но следить за смазкой, чтобы не закис).
Размеры и диаметр троса
Размеры блока определяют, с каким канатом он может работать и куда его можно установить. Есть три ключевых аспекта: диаметр шкива, ширина желоба под трос и габариты/вес блока.
- Максимальный диаметр троса. Каждый блок рассчитан на определённый диапазон диаметров каната. Эту информацию обязательно указывают: например, «под канат 4,5–5,6 мм» или «для троса до 16 мм». Нельзя превышать этот диаметр – слишком толстый трос просто не ляжет в желоб или застрянет, щеки могут не закрыться. И наоборот, слишком тонкий трос в широком желобе может переворачиваться и зажиматься между шкивом и щекой.
- Диаметр шкива (ролика). Как упомянуто, больше диаметр – меньше угол перегиба троса, а значит и легче тянуть, и ресурс каната выше. Однако большой шкив – это более громоздкий блок. Выбор диаметра шкива обычно уже заложен в модель (увеличивается пропорционально грузоподъемности и диаметру троса). В технических характеристиках приводят D – диаметр ролика.
- Ширина колеса и число канавок. Если вы собираетесь пропускать через блок несколько витков троса (полиспаст), убедитесь, что количество роликов или ширина позволяют это. Например, для полиспаста 4× нужно два блока не менее двухроликовых каждый. Или если нужно два параллельных троса – существуют блоки с двумя параллельными канавками на одном ролике (но это редко, чаще берут два блока).
- Габариты и масса блока. В некоторых ситуациях критично, чтобы блок прошел в узкое место или был легким для переноски. Обратите внимание на общую длину L и ширину B блока (обычно указаны в чертеже или таблице в паспорте).

Советы по выбору блока под разные задачи
Ниже приведены практические рекомендации для типовых ситуаций, с указанием подходящих видов блоков и ключевых моментов выбора.
Задача / условия | Тип блока | Почему выбран |
Подъём тяжёлых грузов (стройка, краны) | Стальной многороликовый монтажный блок с крюком и откидной щекой | Прочный, выдерживает большой вес, снижает усилие, быстро крепится и заправляется |
Монтаж средних грузов (500–1000 кг, нечасто) | Одинарный/двойной такелажный блок оцинкованный, проушина/скоба | Достаточная прочность, антикоррозийное покрытие, прост в обслуживании |
Промышленный альпинизм (люди/грузы до 300 кг) | Альпинистский алюминиевый блок-ролик (шарикоподшипник, 22 kN) | Лёгкий, безопасный, высокий КПД, удобен для спасательных работ |
Морская среда (яхты, лодки) | Нержавеющий яхтенный блок с ацеталевым шкивом на роликоподшипнике и вертлюгом | Не ржавеет, долговечен, плавная работа, легко поворачивается при смене угла |
Автолебёдка (бездорожье, грязь) | Стальной снаф-блок (откидной) с крупным шкивом и антикоррозийным покрытием | Прочный, быстро устанавливается на трос, удваивает тягу, устойчив к грязи |
Регулярный подъём (цех, груз ~1 т ежедневно) | Стальной крановый блок с опорными подшипниками, вертлюг, исполнение не ниже M3 | Повышенный ресурс, надёжность, подходит для частых циклов работы |
Общие советы:
- Перед покупкой убедитесь, что блок имеет паспорт или сертификат и соответствует стандартам для ваших задач. Особенно если это грузоподъемные работы – должен быть документ (ГОСТ, ТУ, ОТТ) с указанными нагрузками и испытаниями.
- Проверьте, что все элементы блока совпадают по нагрузке: бывает, что сменив крепление (например, поставив свой крюк), вы уменьшаете общую прочность узла. Используйте только сертифицированные такелажные элементы.
- Если блок будет работать в составе системы (с другими блоками, лебедками), заранее нарисуйте схему полиспаста и посчитайте нагрузки на каждый элемент. Это поможет правильно подобрать типы блоков (подвижный/неподвижный) и их прочность.
- Учтите длину каната: при использовании полиспаста потребуется длинный канат – убедитесь, что его хватит. Иногда имеет смысл перейти с 3× на 2× полиспаст, чтобы экономить длину троса, если позволяет мощность тягача.
- Запасовка (заправка) каната в блоки: потренируйтесь схемы полиспаста без груза, убедитесь, что канат нигде не перекручивается, ролики крутятся свободно, защелки защелкнуты, шплинты на месте. Нередко ошибка – канат наложен крест-накрест на роликах, что приведет к перетиранию.
- Обслуживание: регулярно смазывайте подшипники или оси (если модель не необслуживаемая).
- Безопасность: никогда не превышайте паспортную нагрузку. Не стойте под поднятым грузом. Если груз очень тяжел или люди – применяйте страховочные стропы на случай отказа блока. Например, параллельно основному блоку повесьте второй блок и страхующий канат (пусть слабее натянут, но он подхватит груз при обрыве основного).
Правильно подобранный такелажный блок существенно облегчает и делает безопаснее подъемные операции. Понимание классификации – однороликовый или многороликовый, какой материал, под какой трос – позволяет сделать оптимальный выбор.