Для подъема, опускания или удержания на весу тяжелых грузов производителями метизов выпускается специальный рым-крепеж, а точнее, рым-болт и рым-гайка. В конструкции такого резьбового крепежа предусмотрено кольцо, которое можно захватить крюком или стропом грузоподъемного механизма. Частые приставки к основному наименованию «с кольцом», «с проушиной», «с ушком».
Рым-крепеж («рым» от нидерландского «ring» - кольцо) ранее применялся только в морском деле, но сегодня сфера его использования стала намного шире. Изделия создают точку захвата при перемещении и транспортировке машин, механизмов, металлоконструкций. Перевозка станков, оборудования, двигателей, насосов, установка мачт и опор, буксировка транспортных средств. Вот только несколько примеров, где рым-крепеж помогает решать производственные задачи.
Использование таких изделий предусматривает размещение на грузе, транспортной таре соответствующей ответной резьбы. Для рым-гайки - резьбового стержня, для рым-болта - отверстия с внутренней резьбой. Если на корпусе поднимаемого оборудования предусмотрены бобышки (или утолщения), то наличие гайки в комплекте с таким болтом не требуется.
ГОСТ на рым-болты для подъема
Учитывая специфику работы рым-крепежа, к его надежности предъявляются высокие требования. Основным государственным стандартом для рым-болтов является ГОСТ 4751-73. Производятся такие метизы с метрической резьбой от М8 до М100 и выбираются в соответствии с нагрузкой, на которую они рассчитаны. Материалом для их изготовления служат углеродистые стали марки 20, 25, которые отличаются повышенной твердостью и прочностью сердцевины.
Данные крепежные изделия проходят, в прямом смысле, серьезные испытания на прочность. Они должны выдерживать вес, который больше их изначальной грузоподъемности на 100% с допуском не более 5%.
Немаловажным является и метод изготовления рым-болтов. Совершенно недопустимой при производстве метиза является сварка, поэтому изготавливают его путем штамповки или ковки, затем проводят термическую обработку и завершают процесс очисткой готового изделия от окалины. Чаще всего покрывают рым-болты цинком либо хромом, однако в некоторых случаях допускается нанесение иных антикоррозийных покрытий.
Грузоподъемность рым-болта
Грузоподъемность рым-крепежа для каждого типоразмера устанавливается стандартами и зависит от направления стропа относительно оси резьбы метиза и плоскости кольца. Например, грузоподъемность рым-болта М30 составляет:
- 2000 кг - направление стропа совпадает с осью крепежа и строп в плоскости кольца.
- 700 кг - направление стропа с отклонением до 45º от оси крепежа, строп в плоскости кольца.
- 300 кг - направление стропа с отклонением до 45º от оси крепежа, строп отклоняется от плоскости кольца до 45º.
Полная таблица из ГОСТ 4751-73:
Для рым-болтов и рым-гаек не допускаются:
- отверстия, вмятины, сколы на кольце
- заделка, заварка дефектов
- надрезы на хвостовике
- сорванные нити резьбы
Изделия должны выдерживать нагрузку, равную их удвоенной грузоподъемности.
Эксплуатируются в пределах от -20℃ до +200℃.
Международный стандарт DIN 580 - аналог ГОСТ 4751-73
Немецкий стандарт DIN 580 предусматривает изготовление такелажных рым-болтов в диапазоне размеров от М6 до М64 с рабочей нагрузкой от 80 кг до 3,2 тонн. Диаметр резьбы определяет размер рымов, то есть если в маркировке прописано М10, значит диаметр стержня составляет 10 мм. Чем больше размер резьбы, тем выше грузоподъемность рыма.
Размеры и нагрузки рым-гаек DIN 582
Здесь следует отметить, что отечественного стандарта на рым-гайки НЕТ. Они выпускаются российскими и зарубежными производителями в соответствии с нормами DIN 582. Их размер определяется по диаметру гаечной резьбы (от М6 до М100), которая до размера М64 имеет стандартный крупный шаг, а свыше – шаг 6 мм.
Грузоподъемность – это рабочая нагрузка, которую может выдержать рым-гайка. Чем больше диаметр резьбы, тем выше грузоподъемность. К примеру, изделие М12 с толщиной кольца 12 мм способно держать вес 340 кг(!), и это с учетом коэффициента безопасности 5:1.
Таблицу грузоподъемности гаек с кольцом DIN 582 можно посмотреть в разделе сайта «Рым-гайки».
Итак, рым-болт и рым-гайка – это такелажные точки подъема (захвата), которые играют важную роль при подъеме тяжелых грузов. Данный метиз способен значительно упростить любые строительные и монтажные работы, а также обеспечить безопасность при их выполнении.