Приведенная ниже информация поможет вам определить, подходит ли наша цепь для вашей ситуации. При составлении данного руководства была использована информация из технической документации производителей.
Яхты, катера, лодки и другие небольшие плавательные средства для рыбалки, туризма, отдыха на воде большую часть времени проводят на якоре. Какие цепи могут использоваться с якорными лебедками и могут быть брошены в пресную или морскую воду, а затем погружены в ил?
HDG (горячий цинк) или AISI 316.
HDG является наиболее распространенным покрытием для якорной цепи, полученное путем ее погружения в расплавленный цинк. Нержавеющая сталь AISI 316 непомерно дорогая, но выглядит красивее в сочетании с нержавеющим якорем. Недостатком нержавеющей цепи является то, что она при погружении в соленую воду со временем покрывается ржавчиной. Важно периодически промывать ее в пресной воде, а также и цепной ящик для ее хранения. Чем чаще, тем лучше.
Размер (калибр) цепи:
Это диаметр проволоки (D), используемой для изготовления звена.
Короткое звено
Эта характеристика описывает тип цепи – короткозвенная. Она лучше подходит для использования с якорем и якорной лебедкой, чем длиннозвенная, в связи с особенностью шага звена и формы.
Шаг
Это размер внутренней длины звена. Для обозначения шага производители часто используют букву «P», например, P=24 мм.
Ширина
Это наружная ширина звена цепи, B.
Спецификация:
Это стандарты, которым должны соответствовать цепи. Они находятся в ведении Международной организации по стандартизации (ISO).
DIN 766 и ISO 4565 - это европейские стандарты на цепи для якорей, которые традиционно подходят для использования с якорными лебедками, продающимися в Европе. AS2321-2006 является австралийским стандартом.
Размеры у стандартов DIN 766 и ISO 4565 идентичны, за исключением 10-миллиметровых цепей, у которых есть разница в шаге (длине) на 2 мм. DIN 766 имеет два размера P28 и P30. DIN 766 P30 идентичен ISO4565 и AS2321-2006. Если для лебедки рекомендуется DIN 766, то это P28 или стандарт DIN 766 10 мм.
Класс | Стандарт | Система измерения | Размер |
Внешняя длина (mm) |
Шаг (mm) | Ширина (mm) |
WLL (предельная рабочая нагрузка) (Kgs) |
Обычно используется в: |
G30/L | DIN766 | Метрическая | P28 | 48mm | 28 | 34 | 950 | Европа/Британия/Австралия |
G30/L | DIN766 | Метрическая | P30 | 50mm | 30 | 34 | 950 | Европа/Британия/Австралия |
G30/L | AS2321-2006 | Метрическая | 50mm | 30 | 34 | 950 | Австралия | |
G40/M | ISO4565 | Метрическая | 50mm | 31 | 34 | 1,680 | Европа/Британия/Австралия |
Цинковое покрытие (не для нержавеющей цепи)
Оцинковка защищает основной металл, превращаясь в жертвенный анод. Это означает, что цинк фактически «пожертвует» собой для окисления, прежде чем основной металл подвергнется ему. При горячей оцинковке оголенную стальную цепь сначала промывают в ванне с кислотным и едким раствором. Затем ее погружают в ванну с горячим цинком. Сталь и цинк вступают в реакцию вместе при температуре 450 градусов Цельсия, образуя защитный антикоррозийный слой. Затем цепь центрифугируют для получения равномерного покрытия.
Толщина цинкового покрытия
Между толщиной покрытия, полученного методом горячего цинкования, и сроком его службы есть линейная зависимость, что означает, что если толщина покрытия в 1 мил сохранялась в течение 1 года, то 3 мил (100 ед) прослужат 3 года при тех же условиях.
В Австралии допустимая толщина цинкования:
- 65 микрон (у) или 2,6 мил для якорной цепи морского класса (периодическое использование)
- ≥75 микрон (у) или 3 мил для швартовой цепи морского класса
- 1 мил (1/1000 дюйма) = 25,4 ед (микрон)
Оцинкованная цепь с коротким звеном обычно доступна из стандартной стали (Q235) или высокого качества (20Mn2). 20Mn2 намного выше.
- Q235 - цепь с низким растяжимым натяжением. 20Mn2 - цепь средней / высокой прочности на разрыв.
- Q235 имеет растягивающее усилие (см. Определение ниже) 0,370 кН, в то время как сталь 20Mn2 имеет растягивающее усилие 0,785 кН.
- Q235 имеет предел текучести (см. Определение ниже) 0,235 кН, в то время как сталь 20Mn2 имеет предел текучести 0,590 кН.
Сварка коротких звеньев может быть полуавтоматической или автоматической. Автоматическая сварка обеспечивает стабильно высокое качество шва, без деформации и наплывов. Смотрите изображения ниже:
Класс:
Класс обозначает прочность, а не какие-либо физические измерения звена. Чем выше буква M (20Mn2) по сравнению с L (Q235) и G40 (20Mn2) по сравнению с G30 (Q235), тем сильнее цепь. Примечание: буквенное обозначение цепи является более современным методом классификации.
Рабочая нагрузка (WLL):
Это та нагрузка, которую производитель рекомендует вам никогда не превышать. Она рассчитана с учетом износа в местах контакта звеньев, который будет происходить в течение многих лет эксплуатации. WLL обычно составляет от 20 до 25% от максимального растягивающего усилия или разрушающей нагрузки (BL). WLL измеряется в килограммах (кг).
Доказанная прочность (PL):
Она также называется пробной нагрузкой. Это нагрузка, на которую была загружена цепь на заводе во время испытания. Пробная нагрузка обычно составляет 50% от максимальной прочности цепи на разрыв или разрушающей нагрузки (BL) и обычно указывается в килоНьютонах (кН).
Усилие растяжения или разрывная нагрузка (BL):
Это нагрузка, при которой цепь выйдет из строя. Она определяется репрезентативным тестированием. Вполне возможно, что цепь выдержит и больше указанного количества килоНьютонов (кН).
Предел текучести (BL):
Это напряжение, при котором наступает пластическая деформация материала. Вполне возможно, что цепь выдержить и больше указанного количества килоНьютонов (кН).
Александр
Зачем эти знания водномоторнику?
Евгений Гурьевич
ЯКОРНАЯ цепь имеет РОМБические звенья со специальной формы *контрфорсами*, предназначенными для предотвращения разрыва цепи от случайного скрещивания смежных звеньев (именно этот фокус применяли цирковые силачи).
Для изготовления якорь-цепи *лёгкого* якоря (от 2-х до 6 длин веретена в зависимости от калибра), отдаваемого и выбираемого через борт лодки, и предназначенной *исключительно* для прижима веретена к грунту ради быстрейшего включения в работу грунтозацепов лап, покупается длиннозвенка, которая с помощью сварки оснащается нарезанными контрфорсами - либо звенья сгибаются рычагом заодно с контрфорсами, а после сборки цепи каждое зажимается в тиски и проваривается в углах.
И якорь-фал к цепи, и цепь к якорю крепятся *исключительно* такелажными скобами: даже якорный узел может перетереться о грунт.